
Когда слышишь про 'ведущего покупателя дешевых сплавов 5-й серии', сразу представляются гигантские объемы и демпинговые цены. Но в реальности все сложнее - дешевизна здесь относительная, а серия 5 (особенно 5052, 5083) требует специфического подхода к закупкам.
Магний как основной легирующий элемент - вот что определяет поведение этих сплавов. В 5083 его до 4.9%, что дает отличную стойкость к морской воде. Но именно магний создает проблемы при неправильном хранении - видел, как партия 5052 покрылась 'слезами' коррозии из-за конденсата в порту.
Для авиакосмической отрасли важны не столько механические свойства, сколько стабильность характеристик. Мы как-то взяли 'выгодную' партию 5251 для ООО Сиань Лицзя Машиностроение, но при контроле сварных швов выявили неоднородность пластичности. Пришлось переводить на менее ответственные узлы.
В судостроении чаще берем 5086 - он хоть и дороже 5052, но для корпусных конструкций экономия на материале выходит боком. Помню случай с заказом из Владивостока, где попытались заменить 5086 на 5052 - через полгода в заклепочных соединениях пошли микротрещины.
Цена за тонну - только один из параметров. Гораздо важнее прослеживаемость происхождения сырья. После того как в 2019 году попали на китайском сплаве с заниженным содержанием марганца, теперь всегда запрашиваем сертификаты smelter.
Термообработка - больное место. Для ответственных применений в турбинных лопатках нужен именно H32 состояние, а не просто 'полутвердый'. Как-то приняли партию 5754 без контроля режимов старения - при механической обработке повело геометрию.
Логистика охлаждения - странно, но многие недооценивают. Для алюминиевых сплавов 5-й серии летние перевозки без рефрижераторов могут стать фатальными. Особенно для тонких листов 0.8-1.2 мм, которые потом идут на обшивку.
Сотрудничаем с их отделом закупок около трех лет. Их технологи понимают, что для аэрокосмических применений дешевый сплав - не значит низкокачественный. Скорее речь об оптимизации сортамента.
В прошлом квартале поставили им 12 тонн 5056 для элементов крепления теплообменников. Важно было выдержать не только химический состав, но и зерно не крупнее 5-го номера по ГОСТу. Пришлось отдельно контролировать на металлографическом прессе.
Для судостроительных проектов они берут в основном 5083, но с дополнительными требованиями по ударной вязкости при -60°C. Это требование связано с арктическими заказами. Пришлось подбирать режимы гомогенизации с поставщиком.
Самая распространенная - экономия на термообработке. Видел, как покупатели берут 'мягкий' прокат, чтобы самим делать отжиг - в итоге получают неравномерность свойств по длине рулона.
Игнорирование состояния поставки - для разных применений нужны разные состояния: О, Н1х или Н2х. Как-то поставили Н111 вместо Н112 для штамповки - заказчик недосчитался 17% деталей из-за трещиновобразования.
Недооценка контроля поверхности. Для аэрокосмики даже незначительные риски на поверхности листа 2-3 класса чистоты могут привести к браку после механической обработки. Учились на собственном опыте, когда вернули партию 5254 из-за микрозадиров.
Сейчас наблюдается перекос в сторону 6-й серии, но для специальных применений 5-я серия останется незаменимой. Особенно с ростом спроса на морские платформы и ветроэнергетику.
Интересно развитие 5182 с улучшенной формуемостью для сложных штамповок. В ООО Сиань Лицзя Машиностроение уже тестируют этот сплав для элементов турбинных направляющих.
Экологический тренд ведет к ужесточению требований по вторичному содержанию. Но для 5-й серии это проблематично - слишком строгие допуски по примесям. Вероятно, будет развиваться сегмент 'премиум' с гарантированным первичным сырьем.
При закупке всегда делать выборочную проверку на предел текучести - именно этот параметр чаще всего 'плавает' у недобросовестных поставщиков. Особенно для 5086 в состоянии H116.
Требовать тестовые образцы для сварки - мы как-то сэкономили на этом этапе, потом три месяца разбирались с пористостью швов на 5754.
Для крупных партий обязательно проводить ультразвуковой контроль. Даже у проверенных поставщиков бывают внутренние дефекты в виде расслоений. Особенно актуально для толстых плит от 80 мм.
Никогда не игнорировать условия хранения на складе. Даже идеальный сплав может испортиться за полгода в неподходящем микроклимате. Держим влажность не выше 60% и температуру в диапазоне +10...+25°C.